Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Михайлова Марина Евгеньевна
Технологическая карта урока №1 
Организационная информация:
Предмет Литература
Класс 6 класс
Тема Жить – значит действовать (сказка-быль А.Платонова «Неизвестный цветок»)
Образовательная программа по предмету (автор) В.Я. Коровина
Автор/ы урока (ФИО, должность) Михайлова М.Е., учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение ГБОУ СОШ № 585 СПб
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)  
Республика/край  
Город/поселение СПб
 Описание урока:
Тип урока Урок-исследование
Время реализации урока 45 мин.
Цели урока Создать условия для понимания глубокой  философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
Задачи урока 1) Образовательные: учить работать с текстом произведения, отбирать материал, давать характеристику герою.
 
2) Развивающие: продолжить развитие речеведческих навыков учащихся, навыка выразительного чтения; способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся, умение находить общее и различное, делать необходимые выводы.
3) Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к русской литературе через анализ произведения. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как сострадание, терпение, стойкость, трудолюбие ; на примере художественного образа, цветка,  воспитывать в детях силу воли и умение преодолевать трудности.

 
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Предметные:
  • Знать содержание произведения
  • Уметь составлять характеристику литературного героя
  • Личностные:
  • использовать приобретенные знания для создания творческих работ,
  • учиться  проводить самооценку  на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качеств своего  характера;
  • формировать  эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

  • Метапредметные:
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять вопросы разного типа.
УУД
  • Личностные УУД:  
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
 
 Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно видеть противоречие, формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы
 Коммуникативные УУД:
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
  •  
Познавательные УУД:
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.

 
  1. Структура и содержание  урока:
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1 этап урока: подготовка исследования
Основная цель этапа – провести необходимый инструктаж учащихся.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

 
Сегодня мы  познакомимся с произведением А.П. Платонова. Но перед тем, как обратитесь к тексту, подумайте, как вы понимаете следующие слова английского писателя и художника Джона Рёскина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.»
Какова же, как вы думаете, будет тема сегодняшнего урока?


 
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения. Анализировать полученную информацию, делать обобщения, выводы Высказывают собственное мнение Слушать и слышать других Формулируют  тему урока:
Что значит жить?
Самостоятельно формулировать тему
2 этап урока: столкновение с проблемой
Основные цели этапа: - мотивировать работу учащихся
Ребята, а может, не надо бороться с трудностями и подчиниться воле судьбы или случая?
 
Свои утверждения аргументируйте примерами из жизни.

 
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения. Устанавливать причинно-следственные связи Высказывают собственное мнение Слушать и слышать других
оформлять свои мысли
высказывать и обосновывать свою точку зрения
уметь формулировать собственное мнение и позицию
Рассуждают, выдвигают предположения. Строить предположения на основе имеющихся знаний.
             
3 этап: выдвижение рабочей версии исследования
Давайте проведём исследование на основе произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок», чтобы выяснить, почему необходимо в жизни бороться с трудностями, а не надеяться на милость судьбы.
Для этого необходимо сформулировать гипотезу. Что такое гипотеза?( Если не смогли ответить, то обращаются к словарю).
Работают со словарём.
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения.

 
пользоваться словарями, справочниками
 
Высказывают собственное мнение Слушать и слышать других
оформлять свои мысли
высказывать и обосновывать свою точку зрения
уметь формулировать собственное мнение и позицию
Результатом рассуждений становится гипотеза: человек может выжить, добиться чего-то в жизни, стать поистине счастливым, только преодолевая препятствия на жизненном пути. Формулировать проблему, выдвигать гипотезу.
             
             
4 этап: исследование художественного текста
Приём «Чтение с остановками»
  1. Сказка называется «Неизвестный цветок».
Какие ассоциации у вас возникают со словом «неизвестный»?  Обсудите в паре и запишите
 
2.Давайте прочитаем первый абзац и посмотрим, правы ли мы были в своих предположениях.
3.Составим кластер «Место рождения цветка» (работа в парах)
В центре изображаем цветок. По кругу записываем  то, что видит цветок.
4.Какое предположение мы  можем сделать о жизни цветка на пустыре?
Что будет дальше и почему?
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 5.
- Прочитать эпизод  со слов А однажды…» до слов «… и уже не хватало у него силы жить и расти».
-Озаглавить отрывок 
-Определить главную мысль эпизода.
-Выписать из отрывка слова и сочетания слов  о трудностях жизни цветка.
 
           Вопрос:
Как вы понимаете слова «он нуждался в жизни»?
 
6. Что будет дальше и почему?
 
-Прочитать эпизод , начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
-Озаглавить отрывок /Светился живым огнем/
-Определить  главную мысль эпизода
-Выписать глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют цветок
- Вопросы  : 1. Благодаря чему цветок светился живым огнем ?   
2. Как вы понимаете слова «не хотел жить печально»?           
7.Концептуальная таблица
Да, цветок любил жизнь, боролся за неё, и ему удалось победить.
А теперь давайте подумаем, почему, по вашему предположению, А.П. Платонов поднимает эту проблему?
Я не случайно в начале урока не познакомила вас с биографией писателя.  Прочитав вступительную статью и выполнив задание в парах, вы поймёте почему.
Напишите в тетрадях заголовок: А.П. Платонов.
Разделите страницу пополам. Первый столбик озаглавьте: Жизненные трудности, второй: Яркие радостные события жизни.
Сделайте вывод.
8. У Платонова в последние годы не было уже достаточно физических сил, но он не только продолжать жить и бороться со смертью, но и продолжал работать.
 Как вы думаете, кроме  физического труда, что еще нужно, чтобы преодолеть все трудности?  /сила духа, выносливость/
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения. Чтение предложенного отрывка
 
Составление кластера
 
 
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения.
 
 
 
 
 
 
Чтение эпизода
Самостоятельная работа в парах
 
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют, доказывают свою точку зрения письменно и устно.
 
Работа в парах.
Анализировать полученную информацию, делать обобщения, выводы
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;

 
Выслушивают мнение одноклассников.
Высказывают собственное мнение, аргументируют его.
Слушать и слышать других Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.

 
Рассуждают, выдвигают предположения.
1.Результатом рассуждений являются следующие версии: он необычный, таких больше нет, его никто не знает, а значит, он одинок.
2.Определяют, что были правы: «Никто не знал, что он есть на свете».
 
3.Составляют кластер, в котором отмечают следующее: пустырь, сухая мёртвая глина, старые серые камни, трава не росла, один на пустыре
4.Выдвигают предположение: жизнь  цветка трудная. Ему, чтобы выжить, придётся бороться за жизнь, если он не будет этого делать, то погибнет.
 
5. Озаглавливают эпизод: / Трудная жизнь  цветка/
Определяют  главную мысль эпизода:
      /он нуждался в жизни, т.е. хотел жить, поэтому трудился и превозмогал терпением свою боль от голода  и усталости/
Выписывают слова и словосочетания из отрывка о трудностях цветка:
/томилось, выпустило из себя тонкие волоски, нечем было ему
     питаться, капли дождя не проникали до его корня, поднимал листья против  
           ветра, всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям, трудился день и ночь,       превозмогал свою боль от голода и усталости/
Ответ на вопрос: Как вы понимаете слова «он нуждался в жизни»?/любил жизнь/
 
6. Выдвигают предположение: /такая тяжёлая жизнь может привести к смерти цветка, но так как он любил жизнь, то, наверное, ему удастся победить смерть/.
-Читают эпизод , начиная от слов «Цветок, однако…» и до слов «…а когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
-Озаглавливают отрывок /Светился живым огнем/
-Определяют главную мысль эпизода: / несмотря на трудности, он не хотел жить печально и к концу лета стал настоящим цветком, который как звезда, светился живым мерцающим огнем, чтобы  светить другим и радовать их/
-Выписывают глаголы с зависимыми словами, которые характеризуют цветок: / не хотел жить печально, т.е. хотел быть счастливым, старался расти, распустил венчик, он светился живым мерцающим огнем, его видно было даже в темную ночь/
- Отвечают на вопросы  : 1. Благодаря чему цветок светился живым огнем?               
- Любви к жизни, своему трудолюбию, стойкости.
     2. Как вы понимаете слова «не хотел жить печально»?           
 -Цветок хотел быть счастливым.
7. Прочитав статью учебника, дети делают вывод, что трудностей и проблем в жизни Платонова было намного больше.
Но до конца жизни он боролся за неё, продолжал писать, даже понимая, что его произведения вряд ли опубликуют. Написал сказку «Неизвестный цветок» не только для дочери, но и для всех детей, чтобы они поняли, как надо жить.
8. Отвечают на вопрос:
-Кроме  физического труда, еще нужны сила духа, выносливость, чтобы преодолеть все трудности.
Строить предположения на основе имеющихся заний;
  уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
 контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
 адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 
             
             
5 этап: выдвижение итоговой версии
Гипотеза , выдвинутая вами в начале урока, звучала так:
-Человек может выжить, добиться чего-то в жизни, стать поистине счастливым, только преодолевая препятствия на жизненном пути.
Ваша задача – подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
Так как произведение Платонов написал незадолго до смерти, то его можно назвать завещанием молодому поколению.
 
-Каково же оно?
 

 
Каждая 1.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно
2.Строить рассуждения
Выступление перед аудиторией.
 
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека
Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

 
 
Ученики после обсуждения формулируют вывод:
1.Как бы ни трудна была жизнь, любите  ее.
2.Боритесь за свое счастье.
 
-
уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
6 этап: Итог урока
Самооценка детьми собственной деятельности
Оцените свою работу на уроке по следующим пунктам:
1)Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2)Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3) Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4)Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь
Дети оценивают результаты своей работы. Осуществлять анализ и синтез Итоги работы в парах.  Подведение итогов. В диалоге с учителем и товарищами вырабатывать критерии оценки своей работы Дети оценивают свою работу по пунктам: 1)Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2)Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3) Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4)Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь
Уметь давать оценку собственной деятельности,
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
7 этап: домашнее задание
Но вы понимаете, что произведение прочитано не полностью, а значит, ещё не все пункты завещания А.П. Платонова мы определили. Д.З. прочитать до конца сказку-быль.
Охарактеризуйте  девочку, аргументируя свои суждения примерами из текста
Напиши те слова, с которыми, как тебе кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых она сумела «достучаться до их сердец».

 
           
Дополнительная информация
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?
  • Системно-деятельностный подход
  • Организована работа по мотивации обучающихся.
  • Ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу,
• Спроектировали средства достижения поставленных целей,
• Оценили результаты своей работы.
  • Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации учениками .
Ресурсы, оборудование и материалы А. П. Платонов «Неизвестный цветок»
Список учебной и дополнительной литературы Литература. 6кл. В 2ч. Ч.2_Коровина В.Я. и др_2012 -288с
Ссылки на использованные интернет-ресурсы https://infourok.ru/konspekt-k-uroku-urokzaveschanie-po-skazkebili-a-platonova-neizvestniy-cvetok-1540865.html
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ  
Используемые педагогические технологии,  методы и приемы
  • Технология критического мышления
  • частично-поисковый, проблемный методы;
  • смысловое чтение;
  • аналитическая беседа и др.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Дополнительная необходимая информация  
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»